Законы и штрафы: чем российским автомобилистам запомнится 2014 год

09.01.2015

b_479303.jpgb_480700.jpgb_489655.jpgb_495984.jpgb_495985.jpgb_504611.jpgb_516146.jpgb_521503.jpgb_555965.jpg
В 2014 году станок по выпуску законодательных инициатив работал в три смены. Некоторые изменения делают жизнь автомобилиста легче и комфортнее, другие похожи на крепкую хватку ежовых руковиц. АвтоВести вспоминают важнейшие реформы минувшего года, произошедшие в сфере дорожного движения и транспорта. Тяжело в учении Для начала, изменения в законодательстве коснулись не только бывалых водителей, но и тех, кто стать автомобилистом пока еще только готовится. Так, в середине августа вступили в силу новые программы обучения водителей на различные (в том числе, новые) категории прав. Тогда же появились новые требования к автошколам, без соответствия которым то или иное учреждение не может получить лицензию от ГИБДД. Любопытно, что подобный государственный "экзамен" не сумело пройти просто-таки колоссальное количество учебных заведений, и в данный момент обучать водителей на законных основаниях имеют право лишь порядка 600 автошкол.    Самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов на права у россиян теперь тоже не получится. С 5 ноября вступило в силу постановление правительства, которое исключает допуск кандидатов в водители к экзаменационному процессу без соответствующего курса обучения в автошколе. С другой стороны, желающие получить водительское удостоверение (в т.ч. международного образца) отныне больше не привязаны к месту своей "прописки". Все граждане, которые постоянно проживают на территории России, могут сдавать на права в любых экзаменационных подразделениях ГАИ, независимо от регистрации по месту жительства. Наконец, у тех будущих автолюбителей, кому совершенно нет дела до автомобилей с механической коробкой передач, появилась возможность сдавать экзамены в ГАИ на автомобилях с "автоматом". В правах появится соответствующая отметка, вот только пересесть на "механику" в случае чего получится только через пересдачу экзаменов. Спрятал номер - отдай права С 15 ноября инспектора перестали скручивать с автомобилей номера за тонировку, незаконную установку спецсигналов, езду без прав и просроченную страховку. Cнятие номерных знаков стало, по сути, бессмысленным после того, как частным фирмам передали полномочия по изготовлению дубликатов номеров. А вот за видоизменение и повреждение (например, вытравление кислотой) номерных знаков, а также за использование специальных шторок и устройств, переворачивающих номера в попытке скрыть их от камер видеофиксации, теперь предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишения прав сроком на три месяца.    Кстати, административного ареста за неуплату штрафов с камер видеофиксации теперь тоже можно не бояться, поскольку неплательщиков решили наказывать рублем - теперь их обяжут выплачивать штраф в двойном размере либо будут привлекать к обязательным работам сроком до 50 часов. Также, согласно новым поправкам, освидетельствование водителя на состояние алкогольного опьянения теперь можно проводить без понятых - инспекторам достаточно зафиксировать все на видеокамеру. Украл, выпил - в тюрьму По старому законодательству нормы уголовного кодекса почти не имели точек соприкосновения с нарушениями ПДД (регулируемыми КоаП-ом), за исключением случаев тяжелых аварий, которые привели к гибели людей. А вот новый законопроект, утвержденный в середине минувшего декабря, уже с июля 2015 года устанавливает уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в пьяном виде или за повторный отказ от медицинского освидетельствования на предмет опьянения. Водителю, который вторично попадется инспекторам ГАИ "под мухой", грозит суровое наказание от огромного штрафа в 300 тысяч рублей, принудительных работ и вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Кроме того, в течение трех лет виновный будет лишен права занимать определенные должности. Напомним, что по действующим законам за вождение в состоянии алкогольного опьянения или отказ от медосвидетельствования (зафиксированные впервые) водитель наказывается штраф в размере 30 тысяч рублей и лишением прав на срок от полугода до двух лет.    Впрочем, угодить за решетку теперь можно не только за "пьяную езду", но и за кражу с автомобиля государственных регистрационных номеров. 4 августа 2014 года вступили в силу поправки, в соответствии с которыми похищение номерных знаков из корыстной заинтересованности либо в целях совершения тяжкого преступления предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо лишение свободы на тот же срок. Дело усугубляется, если речь идет о деянии, совершенном группой лиц по предварительному сговору - в таком случае загреметь в "каталашку" можно сразу на 4 года. Сезон скидок На оплате штрафов за нарушения ПДД автомобилисты теперь тоже смогут сэкономить. Подписанный президентом соответствующий закон предусматривает "скидку" в размере половины суммы штрафа, если оплатить его в течение первых 20 дней после вынесения постановления о правонарушении. Правда, такая поблажка не будет предоставляться тем, кто совершил серьезные нарушения (езда в пьяном виде или передача управления пьяному, причинение вреда здоровью в результате ДТП или управление автомобилем, не поставленным на учет). За выезд на "встречку" или проезд на "красный" получить скидку тоже можно, но лишь в том случае, если нарушение совершается впервые.    В равной степени это касается и штрафов за превышение скорости больше чем на 40 км/ч. Таким образом, возможность отделаться оплатой половины суммы не будет распространяться на чрезвычайно большой процент штрафов - ведь превышение скорости является чрезвычайно распространенным нарушением, причем многие водители совершают его по несколько раз в месяц. А вот минимальный штраф в 500 рублей безальтернативно придется платить полностью - "скидочный закон" на него не распространяется. Правда, начать "экономить" сразу не получится, поскольку закон вступает в силу лишь с 1 января 2016 года. Страховка по-новому Минувший 2014 год принес неплохую новость владельцам престижных и затратных в ремонте автомобилей, которые раньше как огня сторонились "Москвичей" и "Жигулей". Поправки к закону об обязательном автостраховании увеличили предельный размер компенсации по договорам ОСАГО, заключенным с 1 октября, сразу до 400 тысяч рублей (ранее водитель, чей автомобиль по чужой вине пострадал в ДТП, мог получить от страховой компании не более чем 120 тысяч). Повышение пока коснулось лишь лимита выплат по ущербу имуществу в ДТП, однако вслед за этим уже с 1 апреля 2015 года должен увеличиться и максимальный размер выплат по жизни и здоровью (с нынешних 160 до 500 тысяч рублей).    Коснулись изменения и выплат по так называемым "европротоколам", когда при соблюдении ряда условий оформление ДТП проводится водителями без участия полиции. Далеко не все автомобилисты, особенно в стрессовой ситуации, могут "на глаз" оценить масштаб повреждений после аварии и стоимость восстановительных работ. Поэтому предельный лимит компенсации по ним на всякий случай вместо прежних 25 тысяч рублей был увеличен до 50 тысяч. В правительстве рассчитывают, что водители станут смелее и к такому инструменту, как "европротокол", станут прибегать чаще, чем никогда. Богатые тоже плачут Решили приобрести дорогой и статусный автомобиль? - Отлично, но тогда будьте любезны и налоги за него заплатить по повышенной ставке. Начиная с 1 января 2014 года в России введен так называемый "налог на роскошь" - увеличенный транспортный сбор, которым будут облагаться автомобили стоимостью свыше 3 млн рублей. В зависимости от цены и возраста машины исходный размер налога умножается на повышающий коэффициент. Максимальный - 3 - используется в случае с автомобилями ценой свыше 15 миллионов рублей возрастом до 20 лет и автомобилями ценой от 10 до 15 миллионов рублей возрастом до 10 лет. Минимальный - 1,1 - применяется в случае с автомобилями ценой от 3 до 5 миллионов рублей возрастом от 2 до 3 лет.    К слову, сам алгоритм расчета стоимости автомобилей определяется Минпромторгом. Это же ведомство составило список машин, которые подпадают под повышенное налогообложение. Перечень таких автомобилей будет обновляться ежегодно не позднее 1 марта. Первые уведомления с "наценкой за роскошь" владельцам дорогих машин придут в начале 2015 года. Утилизация автохлама, попытка №2 Программа утилизации старых автомобилей действовала в России в 2010-2011 годах и стала эффективным инструментом поддержки рынка. Автовладельцы вполне охотно избавлялись от "хлама", а взамен получали сертификат номиналом в 50 тысяч рублей, который принимался дилерами в счет оплаты новых машин, собранных в России. В рамках первой волны утилизации было продано около полумиллиона автомобилей, и практику было решено повторить. Второй этап госпрограммы по обновлению автопарка стартовал 1 сентября 2014 и первоначально был рассчитан лишь до 31 декабря, однако действовать она будет и в 2015 году.    Как и ожидалось, наибольшее число продаж в рамках программы утилизации продолжает оставаться за продукцией "АвтоВАЗа" (на тольяттинскую компанию пришлось 44% продаж). В списки самых продаваемых машин также вошли и модели других отечественных производителей - КамАЗ, УАЗ и ГАЗ. Согласно официальным данным на конец ноября, за два месяца через утилизацию было продано 130 тысяч новых автомобилей (в т.ч. через трейд-ин), а по итогам 2014 года цифра должна достигнуть запланированных 170 тысяч. Чиновники без "Мерседесов" Появившееся минувшим летом постановление правительства значительно ограничило госзакупки служебных автомобилей на бюджетные средства. В частности, компаниям с государственным участием настрого запретили тратить народные деньги на покупку техники, произведенной за пределами России. Чиновники, рассчитывающие на обновление служебного автопарка, претендовать на новый "шестисотый Mercedes больше не могут. Причем, речь идет не только о легковых автомобилях, но и об общественном транспорте, о спецтехнике, которая используется экстренными службами и бюджетными организациями в коммунальном хозяйстве, строительстве, целом ряде других сфер.    Исключения, как водится в таких случаях, тоже есть и касаются они той техники, которая не имеет аналогов в России. Правительственная инициатива по идее должна, во-первых, подстегнуть темпы локализации производства у иностранных компаний, работающих на отечественном рынке, а, во-вторых, привлечь новые бренды к возведению своих производственных мощностей на территории нашей страны. Причем, инициатива по пересаживанию чиновников на российские автомобили находит поддержку и на федеральном уровне. К примеру, губернатор Самарской области заявил, что регион вообще перестанет закупать иномарки для госслужащих (даже выпущенные в России), так как модели "АвтоВАЗА" по качеству сборки приблизились к зарубежным аналогам.

Источник: Авто.Вести.Ru